Музей Михаила Алексеевича Ферина МБОУ «Лицей № 60» ГО город Уфа РБ
Роль музея в воспитании и формировании профессиональной ориентации обучающихся
Музей начал свою работу 8 мая 2009 г. благодаря инициативе, большой организационной, научно - методической деятельности бывшего директора лицея Бикбулатова А.Т. Музей, с одной стороны, создавался как мемориальный комплекс, посвященный «трудам и дням» легендарного директора ПАО «УМПО» М.А. Ферина, а с другой – как центр популяризации сложнейшей профессии моторостроителя. Фонды музея формировались из экспонатов, переданных на хранение заводом, родственниками М.А. Ферина, ветеранами завода и просто неравнодушными жителями микрорайона. В экспозиции музея собраны уникальные документы о жизни и деятельности Михаила Ферина, его личные вещи, многочисленные подарки, изготовленные в единственном числе. В экспозиции музея также размещены авиадвигатели Р95Ш, жидкостные ракетные двигатели, двигатели к автомобилям М-412, ЗИД-4,5, макеты самолетов, снегоход «Рысь», мотоблок «Агрос».
Музей — сложный организм, который функционирует как система взаимодействия и взаимообусловленности различных сфер. Качественная и эффективная работа музея зависит от успешного развития всех направлений деятельности музея.
Поисковая деятельность проходит в форме встречи с очевидцами событий, их родственниками, а также работа с историческими источниками, документами, фотографиями и вещами, полученными от них.
Фондовая работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности музея, которое включает комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия.
Научно-исследовательская работа в музее - одно направлений деятельности музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия.
На базе музея активно развивается проектно-исследовательская деятельность.
Экспозиционная деятельность – еще одно направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея.
Культурно-образовательная деятельность, в которую органически входят просветительская и экскурсионная - одно из основных направлений деятельности музея.
Эффективность использования музея в учебно-воспитательной работе. В основном материалы музея используются на уроках литературы и истории, когда необходимо конкретизировать какую-либо ситуацию или создать эмоциональный фон.
Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы музей по-своему мог бы оживить учебный процесс. Сегодня музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. А еще музей - первый этап на пути формирования у школьника интереса к родной истории, к истории своей семьи, к национальной культуре. На базе музея имени М.А.Ферина родилось новое направление – Всероссийская научно-практическая конференция «Феринские чтения», которые вписали новую страничку в жизнь школьного музея.
Большую работу школьный музей проводит с ветеранами ПАО «ОДК-УМПО» и ветеранскими объединениями города. Частыми гостями в нашем музее являются представители славных трудовых династий моторостроителей и ветераны боевых действий. Самое большое количество посетителей наш музей принимает 14 декабря - в день рождения М.А.Ферина и в марте, когда в лицее проходит Всероссийская научно-практическая конференция «Феринские чтения».
В музее проходят уроки гражданского воспитания, ведут поисково-исследовательскую работу ученики лицея. Ведется подготовка фильма о М.А.Ферине по воспоминаниям ветеранов завода, сподвижников легендарного директора.
Музей имени М.А.Ферина ведет культурно-просветительную, учебно-образовательную (в т.ч. профориентационную), исследовательскую (включая проведение ученических исследований), музейно-фондовую работу.
Важнейшей задачей школы является формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно выстроенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.
Школьный музей имени М.А.Ферина играет положительную роль в профессиональном самоопределении, позитивно отражается на качестве учебно-методического процесса. Экскурсия оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать как специфически организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить учащихся к активному восприятию информации. Тематика экскурсий выбирается исходя из конкретного запроса классного руководителя или учителя-предметника, а также в зависимости от возраста экскурсантов.
Тематика экскурсий:
- «М.А. Ферин – инженер, директор и ученый» (на примере жизнедеятельности легендарного директора завода формируется у школьников понимание и интерес к инженерной специальности);
- «Михаил Алексеевич Ферин – человек легенда»
- «От мотоблока до самолета» (Производственная деятельность ПАО «УМПО») - обоснование выбора выпускниками лицея своей будущей профессии;
- «История завода» - воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного города, к судьбе Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм.
- «Наградная система СССР в области поощрения ударного труда на промышленном предприятии» - знакомство с различными специальностями в машиностроении. Следует отметить особое географическое положение МБОУ «Лицей №60» - в непосредственной близости с которым находятся крупнейшее градообразующее предприятие ПАО «ОДК-УМПО».
- «Быт советского человека в 50-70-е годы 20 века» - у посетителей музея есть возможность перенестись на 30 лет назад в прошлое и научиться пользоваться теми вещами, которые были популярны в то время
Таким образом, организация экскурсий в музей, способствует повышению интереса к получению специальности связанной с ПАО «ОДК-УМПО», подталкивает к возможному выбору профессии, а также выполняет научно-просветительскую функцию. Работа школьного музея, внеклассная работа по изучению истории края в лицее является одним из источников обогащения школьников знаниями своей малой родины, воспитания любви к ней и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает обучающимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Музей играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения.
Музей стал лауреатом (диплом II степени) Национальной премии в области образования Элита Российского образования - «Лучший школьный музей – 2012г.». В 2014 году наш музей стал победителем (диплом I степени) Всероссийского конкурса музеев образовательных учреждений «Любой музей есть память о веках». В 2018 г. – лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие школьные музеи» (г.Москва).
В 2018 году лицею присвоено имя М.А. Ферина, что явилось очень важным событием для педагогического коллектива, для обучающихся лицея и их родителей. Во-первых, это свидетельствует о признании заслуг педагогического коллектива лицея в реализации программ патриотического воспитания гражданина Российской Федерации. И в этом большую роль сыграла, в том числе, и активная деятельность школьного музея М.А. Ферина.
С 2012 года лицей является организатором проведения Всероссийской НПК «Феринские чтения», ведется активная исследовательская работа учителей и учеников по истории завода, биографии и деятельности М.А.Ферина. Многие проекты учеников в техническом направлении награждены Дипломами и медалями Промышленных форумов, международных технических авиасалонов и научно-практических конференций. Лицей является инициатором встреч ветеранов завода с учениками, что способствует повышению интереса школьников к истории Отечества к истории родного края, проявлению чувства уважения к своим корням, к старшему поколению. Огромная профориентационная работа ведется в лицее в рамках соглашения о социальном партнерстве с ПАО «ОДК-УМПО», что помогает нашим выпускникам планировать свое будущее, выбрав профессию, востребованную в ПАО «ОДК-УМПО».
Во-вторых, присвоение имени обязывает лицей уделять еще большее внимание последовательной работе в воспитании гражданина России, тем более, что образ М.А. Ферина является достойным примером в воспитании патриотизма подрастающего поколения.
Связь музея с научными и государственными учреждениями, музеями, общественными и ветеранскими организациями
Организация |
сотрудничество |
Характер сотрудничества |
БГПУ им.М.Акмуллы Лаборатория методологии и методов гуманитарного исследований Института исторического и правового образования |
|
Постоянный, систематический |
Музей истории ПАО «ОДК-УМПО» |
|
планомерное постоянное сотрудничество |
Республиканский музей боевой славы. |
|
Сотрудничество на постоянной основе |
ГБУ ДО Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий |
|
постоянное |
УГАТУ Музей авиационных двигателей |
Башкортостанского регионального отделения Союза машиностроителей России) и в интеллектуальном брейн-ринге с молодыми специалистами ПАО «ОДК-УМПО», студентами УГАТУ и учеников лицея по приглашению отдела по работе с молодежью ПАО «ОДК- УМПО»
|
постоянное |
Совет ветеранов |
|
постоянное |