Роль активных методов обучения на уроках биологии или как не уйти на второй план, работая в образовательном учреждении с физико-математической и инженерно-технической специализацией

 

Добрый день уважаемые члены комиссии, коллеги и слушатели. Меня зовут Рощупкина Евгения Сергеевна, учитель биологии Лицея №60.

Наш лицей  входит в проект «Ассоциированные школы Союза машиностроителей России» и имеет статус «Образовательное учреждение с физико-математической и инженерно-технической специализацией». Родители, приводя ребенка в наш лицей, с ранних лет нацеливают его на углублённое изучение физики и математики. Таковы современные реалии…(ВИДЕО) Владимир Владимирович высказался про актуальность подготовки инженеров. И я с ним полностью согласна..

Но, как же, такие предметы как биология, география, история? Как же мне мотивировать детей на изучение биологии, работая в  инженерных классах?

Одной из главных моих задач является, провести урок так, чтобы ни один ученик не задался вопросом: «А зачем мне, будущему инженеру, технарю нужны все эти пестики и тычинки…???!!!»

Современная система образования построена вокруг ребенка. В центре образования – обучающийся. Исходя из этого, был проведен опрос обучающихся «Предпочтительные методы работы стимулирующие познавательную деятельность, применяемые на уроках», с целью узнать, каким они видят урок, какие виды деятельности на уроке им нравятся больше всего. Ребятам было предложено выполнить ранжирование методов  в порядке  убывания, начиная с самых интересных.

Как видно на диаграмме – ребята отдали предпочтение игровому методу-53%, методу кейс - технологии- 21% и методу «Мозговой штурм» - 13%. Также охотно выбирали метод проектов и метод толстых и тонких вопросов, а в аутсайдерах остались урок-лекция и работа с текстом.

На слайде представлены активные методы обучения, которые я чаще всего использую на уроках. Все эти методы отражены в технологии критического мышления и согласно ФГОС формируют естественно-научную грамотность обучающихся.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками принято считать Я Коменского, И Пестолоцци, Г Гегеля, Ж Руссо, Д Дьюи. Хотя мысли, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается ещё у античных философов. Из числа российских учёных в данном направлении работали:  Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие.

Таким образом, внедрение активных методов в образовательный процесс началось еще в VI в. до н.э. и совершенствуется и по сей день.

Метод тонких и толстых вопросов.

Не секрет, что педагоги всех уровней, отмечают, что обучающиеся не умеют грамотно задавать вопросы. В определенный момент на своих уроках было замечено, что вопросы задают только отлично успевающие обучающиеся, остальные же предпочитают оставаться в тени, отмолчаться. Это настораживает…На помощь пришёл метод тонких и толстых вопросов. Не зря вопросительный знак похож на крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Рыба??? Возможно…Но мы ловим…. Правильно – информацию.

Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную.

«Толстый и тонкий вопросы» это прием довольно простой. Вашему вниманию представлены вопросы по теме «Клетка».

Этот метод позволяет включать в работу разноуровневых детей. Кто-то из них с удовольствием рассуждает и аргументирует, а кто-то вполне легко справляется с тонким вопросом и радуется своему успеху. Благодаря данному методу, на уроках сейчас возникают самые разнообразные вопросы: Почему кровь для анализа, берут именно из безымянного пальца? А что будет, если побрить морскую свинку? Из чего состоит паутина у паука? Разбираясь в ответах, на эти вопросы мы не только расширяем кругозор, но и учимся грамотно излагать свою точку зрения. Учимся слушать и слышать друг друга!

Метод кейсов.

Про этот метод можно сказать что, обучая – обучаюсь сама, так как этот метод требует трудоемкой подготовки учителя. Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. Не секрет, что одной из проблем современного образования является формирование читательской грамотности. Так вот, данный метод позволяет педагогу внести свой вклад в решение данной проблемы. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. Суть «Кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор «кейс» и их передачи обучающимся. Причем, кейсы бывают различны – от предложенной печатной информации в виде текстов, до разнообразных иллюстраций.

На данном слайде ученики 9го класса работают с предложенным набором изображений. В ходе работы они должны не только найти ответ, но и сформулировать текст генетической задачи. Результаты, как правила, бывают разнообразными и неожиданными.

Конечно, ребята стараются справиться с данной задачей лучше и интереснее, чем команда соперников, что заставляет их включать не только все свои знания, но и фантазию.

Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака».

Участники «мозговой атаки» все вместе думают над проблемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие. Этот метод позволяет развить не только умение работать в команде, но и развивает творческие способности и творческое мышление, что способствует эмоциональному подъему участников.

На слайде представлен один из примеров. Ученики нашего лицея выражали предположения на тему эволюции, как можно было бы изменить её ход или что может ожидать планету в  будущем.

Готовясь к открытому уроку на районном конкурсе «Учитель года», я в полной степени на себе ощутила эффект мозговой атаки, и поняла какое же удовлетворение ощущают дети, когда именно их идеи воспринимаются на ура!

Методы, которые применяю в своей педагогической деятельности, строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению с обязательным  вовлечением в процесс всех органов чувств, а также с применением  здоровьесберегающих  технологий и рефлексии.

Уроки  с применением активных методов обучения дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности, повышают мотивацию учащихся, создают платформу сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Использование активных методов обучения позволяют существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, улучшается качество знаний учащихся, что подтвердилось на моём опыте. Сегодня мои ученики показывают хорошие результаты в олимпиадном движении  и достойно выступают на научно-практических конференциях. Перед вами на экране представлены диаграммы, которые отображают динамику результативности моей работы.  Только системный характер работы и применение АМО на различных этапах урока, позволили добиться такой позитивной динамики.

В школе я работаю 14 лет, за это время 18 моих выпускников поступили в БГМУ и успешно обучаются, 5 человек выбрали профессию ветеринара, 7 -  будущие фармацевты, 5 человек обучаются в БГУ на биофаке, 3 девочки будущие психологи, 3 педагоги – биологи, 2 выпускницы изучают ландшафтный дизайн. Сложно посчитать, сколько моих выпускников поступило и уже закончило медицинский колледж. Нынешние выпускники  лицея прагматичны и  видят себя в таких специальностях, как: промышленная биотехнология, биотехника и инженерия, биоинформатика, молекулярная биотехнология.

Конечно же, меня это радует и вдохновляет! Получается, что биология замечательно вписывается в современную концепцию инженерного образования. Будущему инженеру наряду с физикой и математикой необходима и биология. Видя нарастающий интерес и анализируя динамику числа сдающих биологию в форме ОГЭ и ЕГЭ, администрация лицея планирует формирование био-инженерного профильного 10го класса, параллельно с физико-математическим направлением. Я, в свою очередь, также веду активную подготовку в данном направлении: изучаю опыт коллег, делюсь своими наработками, посещаю  семинары и конференции, участвую в конкурсе «Учитель года»!